Русский язык в системе Монтессори

Русскому языку посвящена целая зона в монтессори классе. Как и все в системе Монтессори, изучение русского языка проходит огромное кол-во стадий от простого к сложному. Ребенок не начинает из середины, он движется в своем темпе и тогда, когда ему этого хочется. Как только он освоил одну ступень, то переходит к следующей и восторг никогда не заканчивается. Все начинается еще в toddler, плавно перетекает в pre-school и продолжается в школе.

Все начинается с пополнения словарного запаса малышей, которые еще не умеют говорить. Деткам показываются презентации с фигурками животных и различных объектов. Объекты уменьшены, но очень реалистичны. Затем, к этим фигуркам добавляются их изображения на картинках. Ребенок учится сопоставлять объект и картинку. Сначала объект и изображение могут быть очень похожи, но потом будут изменяться. Сначала на картинке изображен объект на белом фоне, без лишних деталей. Потом может появиться изображение объекта уже в среде. Ведь для маленького ребенка фигура коровы, корова на лугу и корова на картинке — это три совершенно разных объекта. И вот на этом этапе очень важно, чтобы установилась связь в голове малыша, что один и тот же объект может выглядеть по разному.

Потом идет всем известный знаменитый материал «Шершавые буквы». Это довольно крупные буквы, по одной на каждой дощечке. Каждая буква шершавая. Ребенок учиться «писать» эту букву, проводя по ней пальчиком. За один раз ребенку обычно показывается по 3-5 букв. И очень важный момент в системе Монтессори — ребенку называется не буква, а звук. Т.е. обсуждая буквы «Р», мы говорим ребенку не «эр», а «р». Именно буквы начинают ребенку называть позже, ближе к школе, когда он уже хорошо знает все звуки и начал читать.

Говоря о чтении, система Монтессори не предусматривает именно обучение чтению. Дети начинают читать сами, когда они к этому готовы. Я это видела уже на своем старшем ребенке. Читать я его не учила. И в садике не учили. Читать он начала в 4.5 года. Он просто произносит звуки в слове, потом произносит их быстрее и понимает, что это за слово. Например слово «стоп». Он читает «с», «т», «о», «п». В более раннем возрасте ребенок вполне может читать, но он не будет понимать прочитанного, а это согласитесь очень важно. В момент, когда ребенок сам захотел читать, начинается именно осознанное чтение. В этом возрасте он уже легко находил слова на определенную букву. Говорил, на какую букву заканчивает то или иное слово, правда, если слово заканчивается на согласную. С гласными у деток все немного сложнее.

После шершавых букв ребенок может начать писать буквы на манке, а потом на доске мелом. Заметьте, никто не пишет сразу ручкой или карандашом в прописях. Но очень большое внимание уделяется письму именно прописными буквами. Есть правило: пишем прописанными, читаем печатные. В Монтессори есть даже такой материал по сопоставлению печатных и прописных букв. Родителям очень важно не учить ребенка писать печатными буквами, тут и бабушки часто грешат. Ребенку важно сначала научиться писать правильно.

Параллельно с этим ребенок начинает изучать подвижный алфавит. Это огромная коробка, где каждая буква представлена в виде отдельной деревянной буквы, выкрашенной в определенный цвет. Все гласные голубые, а все согласные — розовые. Почему именно так? Монтессори пришла к выводу, что детям очень нравятся эти цвета, особенно розовый. Все началось с Розовой башни. Она была разных цветом, но осталась именно розовой, т.к. именно в таком цвете привлекала больше внимания детей. А т.к. согласных больше, то они розовые, чтобы детям было легче их запомнить. Работая с этим материалом, ребенок учиться «писать» слова, с помощью расстановки букв. Ребенок все осязает, все прочувствует. Ведь он может даже потрогать звук, понять какой он на ощупь, понять все эти линии.

Когда ребенок начинает читать, ему предлагают маленькие книжечки. Буквально из 1-2 листов. На одной стороне картинка, на другой слово. И таких книжечек в материале может быть 30-40 штук (конечно они постоянно пополняются). Когда ребенку дают обычную книгу и говорят «читай», то объем его пугает — он не будет читать. А тут он делает это с удовольствием. Ребята часто вместе садятся и читают. Они легко могут пройти весь материал за раз, а это значит, что прочтут они 30-80 слов. А это не мало для пятилеток.

Перейдя в школу, Монтессори детки уже читают и пишут. Ведь им нужно теперь планировать свой день, писать эссе, рассказы и т.д. В школе много книг, много занятий по орфографии, пунктуации, разбору слов и предложений. Но и тут все не так, как мы привыкли. Тут все целенаправлено. Т.е. если ребенок изучает новое правило, то как правило, он сосредоточен только на нем. Он в этот момент не пишет (чтобы не делить свою концентрацию еще и на то, как это написать), а работает с, например, вырезанным материалом. Подставляет буквы, иногда слова, составляет схемы при разборе предложений и т.д.

Все происходит в игре. Я описала только малую долю материалов по русскому языку — ведь их огромное множество. Смотря, на этих деток, я вижу с каким интересом и любопытством они работают с материалом. Как они радуются, когда из прочитанных звуков получается слово. Они делают маленькие открытия каждый день.

А вы знаете, что многие материалы системы Монтессори можно изготовить дома самостоятельно? Кстати в садиках, многие материалы изготавливают педагоги, потому что замечено, что дети отдают предпочтение именно hand-made материалам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here